Где и как регистрируют недвижимость?

Сделка с недвижимостью – одна из самых сложных видов соглашений. Она проходит через много этапов и завершается процессом подписания договора. Большинство вопросов возникает на этапе регистрации – важном требовании к документу. Несоблюдение правила его обязательного оформления влечет за собой печальные последствия. Участие в сделке, проведенной с ошибками или нарушениями, оборачивается большими проблемами для ее сторон — она может быть признана ничтожной 9не имеющей юридической силы), поскольку не соответствует нормам права.

Как правильно зарегистрировать сделку с недвижимостью? Кто участвует в этом процессе и какие документы пригодятся для процедуры? Об этом читайте в данной статье. Кроме того, мы рассмотрим случаи, в каких случаях государственная регистрация договоров с недвижимым имуществом обязательна.

Зачем это нужно?

Под сделками с недвижимостью обычно понимают продажу, дарение, аренду, залог и другие соглашения. Их цель – передача прав собственности или пользования от одного лица другому. Чтобы сделку признали законной, ее необходимо зарегистрировать. Только в таком случае ее участники могут иметь четко регламентированные права и нести соответствующие обязанности. Поэтому законодательство установило обязательную государственную регистрацию сделок с недвижимостью.

Какие сделки обязательно регистрировать?

Обязательной регистрации подлежат следующие сделки:

  • По отчуждению имущества. Это договоры о передачи другому лицу объекта недвижимости. К ним можно отнести акты купли-продажи и бартерные сделки;
  • Без отчуждения имущества. Такие сделки соответственно не влекут за собой переход права собственности. Самый распространенный пример – договор аренды;
  • Дополнительные сделки. Они изменяют, дополняют или прекращают действие другого договора. К их числу относят уступку требований, договор новации и перевод долга.

Регистрация для соглашений с отчуждением как правило, происходит в два этапа. Сначала регистрируется сама сделка, затем – право собственности на недвижимость. Однако заключенные ранее договоры не требуют повторной регистрации уже как сделки.

Есть также исключения, при которых государственная регистрация не нужна. Так, не обязательно регистрировать следующие акты:

  • Сделки с нежилой недвижимостью (гаражей, земельных участков и др.);
  • Договоры краткосрочной аренды (на срок менее года);
  • Инвестиционные договоры (между инвестором и заказчиком);
  • Предварительные договоры.

Как она проходит?

У самого процесса регистрации сделки много подводных камней. Но, следуя инструкции, вы сможете упростить эту процедуру. Для государственной регистрации нужно:

  • Подать заявление и необходимые документы;
  • Уплатить госпошлину за регистрацию;
  • Подождать месяц, в течение которого должностные лица рассмотрят заявку;
  • Получить правоудостоверяющие документы.

Регистрацией права собственности занимается Росреестр. Подавать документы можно в его ближайшем отделении по месту нахождения объекта недвижимости или в офисе МФЦ. Также вы можете отправить их  в электронном виде или по почте. Регистрация сделки считается состоявшейся сразу после того, как в государственный реестр внесли соответствующую запись. Только после этого заявителям выдают  свидетельство о государственной регистрации права.

Максимальный срок государственной регистрации сделки обычно ограничивается одним месяцем. За нее придется заплатить госпошлину. Для граждан она составляет 2000 рублей, а с организаций потребуют 22000 рублей. Лучше позаботиться об этом заранее и уплатить пошлину до момента регистрации, чтобы сроки рассмотрения ваших документов слишком не затянулись.

Информация!

Заниматься регистрацией можно не только лично, но и через представителя. Например, малолетние дети (до 14 лет) имеют право заключать договорф только с таким условием. Также оформить сделку по доверенности можно из-за болезни, по долгу службы и по любой другой причине. Такое соглашение по юридической силе ничем не уступает обычной.

Перечень документов

Чтобы узаконить сделку с недвижимостью нужно собрать достаточно большой пакет документов. При отсутствии хотя бы одного из них вам могут отказать в регистрации. В итоге процесс регистрации может значительно затянуться. Вам понадобятся следующий список бумаг:

  • Правоустанавливающие документы (постановление о предоставлении участка, свидетельство о праве на наследство, решение суда);
  • Паспорта всех сторон сделки;
  • Договор сделки;
  • Передаточный акт;
  • Кадастровые и технический паспорта;
  • Сопровождающие документы (справка из налоговой, согласие супругов, справка об отсутствии строений и др.)
Об автореВсе статьи

Рекомендованные статьи

Оставьте свой комментарий!

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *